
Еще о семье Ливеровских
- /
- Город Ломоносов /
- Литература о г. Ломоносове и Ломоносовском районе /
- Ломоносовский район /
- Еще о семье Ливеровских
В позапрошлом веке агроном из Лодейного Поля Василий Евгеньевич Ливеровский купил в Лебяжье участок земли на имя своей жены Ольги Константиновны. Семья В. Е. Ливеровского состояла из пяти сыновей: Александра, Алексея, Леонида, Николая, Петра и дочери Зинаиды. Все они провели свои детские годы в Лебяжьем.
Первым двум сыновьям суждено было прославить свою семью. Александр Васильевич стал известным в нашей стране строителем железных дорог, видным ученым — доктором технических наук. Многие годы он работал в Ленинградском институте железнодорожного транспорта.
Второй сын В. Е. Ливеровского Алексей Васильевич окончил Петербургскую военно-медицинскую академию, плавал врачом на кораблях военно-морского флота. Февральскую революцию 1917 года Алексей Васильевич встретил в должности врача морского кадетского корпуса в Петрограде. Он был избран председателем ревкома корпуса.

В годы Гражданской войны А. В. Ливеровский служил врачом в Красной Армии, участвовал в боях за освобождение Самары, а после освобождения города В. В. Куйбышев — тогда член Реввоенсовета Южной группы Восточного фронта — назначил Алексея Васильевича заведующим Самарским губернским отделом здравоохранения.
В 1921 году А. В. Ливеровский приехал в Лебяжье, где у него сохранился дом, и работал здесь земским врачом, а спустя три года, переехав в Ленинград, заведовал медпунктом квартирной помощи и как терапевт консультировал в Максимилиановской больнице.
Жена Алексея Васильевича — Мария Исидоровна, урожденная Борейша, происходила из старой интеллигентной семьи. Отец ее — Исидор Петрович — был в свое время правителем канцелярии, а затем попечителем Петербургского учебного округа. Именно он, находясь в этой должности, подписал в числе других диплом В. И. Ленина об окончании им Петербургского университета.
Мария Исидоровна получила воспитание в Смольнинском институте, окончила Бестужевские курсы и стала первой в России женщиной филологом, профессором Петербургского университета.
Многолюдно было в лебяженском доме Ливеровских в летние месяцы: к ним охотно собиралась прогрессивно настроенная молодежь, и душой этих встреч всегда была Мария Исидоровна. Она знакомила своих юных гостей новыми произведениями Блока, Ахматовой, Брюсова.
В гости к Ливеровским в Лебяжье охотно наведывались тогда молодых, а впоследствии известные петербургские ученые В. М. Жирмунский, В. П. Перетц и другие.
Будучи широко образованной передовой женщиной того времени М. И. Ливеровская владела семнадцатью иностранными языками, была автором многих оригинальных трудов. Ей принадлежит ряд переводов в прозах и в стихах, не потерявших своего значения и сейчас.
Скончалась Мария Исидоровна в расцвете творческих сил в 1924 году. До последних дней она преподавала и возглавляла кафедры в различных высших учебных заведениях.
Алексей Васильевич умер в 1946 году. В этой высокообразованной интеллигентной семье родились и получили воспитание двое сыновей — заслуженные советские ученые Юрий Алексеевич и Алексей Алексеевич Ливеровские.
Александр Васильевич Ливеровский
Кому из нас приходилось ездить из Москвы во Владивосток, тот может оценить талант русских инженеров-строителей этой дороги, среди который А. В. Ливеровский занимал одно из видных мест. Например, строительстве Кругобайкальской железной дороги с ее 39 тоннелями, 12 защитными галереями и защитным молом, благодаря инженерному таланту Ливеровского применившему впервые в широких масштабах электрификацию строительный работ, было закончено на год раньше намеченного срока.
Возглавляя строительство Восточно-Амурской железной дороги в 1913-1916 годах, он руководил сооружением 8 тоннелей, из которых самый большой (длиной 1500 метров) пересекал хребет Малый Хинган. Сооружение тоннеля в вечномерзлотных грунтах не имело прецедентов в мировой практике тоннельного строительства.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Александр Васильевич Ливеровский встретил в несколько необычной обстановке для видного инженера-ученого. Он оказался министром путей сообщения во Временном правительстве Керенского, что сделало несколько пассивной его деятельности в первые годы существования советской власти. Положение изменила встреча с Ф. Э. Дзержинским, описанная в документальной повести «Народный комиссар».
Работая Народным комиссаром путей сообщения в 1921 —1924 годах Ф. Э. Дзержинский разыскал Александра Васильевича Ливеровского, работавшего в то время инспектором Кавказского округа путей сообщения.
По пути в Сухуми на лечение Дзержинский вызвал телеграммой Ливеровского для встречи в городе Сочи.
Пожилой железнодорожник в форменной тужурке и фуражке подошел и представился Народному комиссару.
— Знаю вас, Александр Васильевич, по документам, — сказал Дзержинский. и они обменялись рукопожатиями. — Я весь ваш послужной список знаю. главный строитель Великого Сибирского пути, затем в старом министерстве начальник по сооружению железных дорог. Правильно?
— Правильно, — подтвердил Ливеровский.
— А вот как вас, известного строителя, ученого угораздило стать министром Временного правительства, — вот этого я не знаю.
— Я тоже никогда себе этого не представлял, — застенчиво ответил Ливеровский, — дело случая. Во время министерской чехарды назначили меня временно управляющим министерством. Затем вспыхнул контрреволюционный мятеж Корнилова, пришлось мне руководить разборкой путей стрелок на станциях Дно и Новосокольники, чтобы задержать передвижение корниловцев.
— А когда министром стали? — спросил Дзержинский.
— 25 августа 1917 года. Керенский на мою голову утвердил меня министром. Я был арестован, но недолго просидел в Петропавловской крепости. Разобрались что к чему и отпустили.
С этой встречи с Дзержинским, сыгравшей решительную роль в жизни Ливеровского, и начинается его самая активная деятельность как одного из ведущих инженеров, крупного советского ученого и педагога.
В результате длительных исследований и обобщения накопленного строительного опыта, Александром Васильевичем были составлены в 1930 году первые «Технические условия проектирования и устройства фундаментов сооружений в районе вечной мерзлоты». Он явился одним из инициаторов создания Института мерзлотоведения, членом ученого совета которого состоял до конца жизни.
В 1932 году Ливеровский возглавил Инженерно-строительную секции Государственной экспертной комиссии по рассмотрению проекта Московского метрополитена. По его предложению как преподавателя Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта в 1924 году составлена программа и начато чтение курса «Постройка железных дорог».
В 1938 году Александру Васильевичу Ливеровскому была присвоена ученая степень доктора технических наук.
Находясь на преподавательской работе, Ливеровский не прекращал связи с производством, участвовал в разных комиссиях, организованных Народным комиссариатом путей сообщения. По большинству крупных проектов строительства железных дорог он выступал как ведущий научный эксперт.
Уже в преклонном возрасте, когда ему перевалило за 75 лет, он оказывал по мере сил помощь фронту в годы Великой Отечественной войны, в частности, участвовал в строительстве «Дороги жизни» через Ладожское озеро за что награжден орденом «Красная Звезда».
Местные старожилы видели его в дни боев и на Ораниенбаумском плацдарме при осмотре состояния железнодорожных путей с начальником участка дороги Е. Ф. Алексеевым. За заслуги в области железнодорожного строительства, подготовку кадров и активную помощь фронту в период Великой Отечественной войны Александр Васильевич Ливеровский награжден орденами и медалями Советского Союза.
Скончался Александр Васильевич Ливеровский в Ленинграде 19 декабря 1951 года на 85-м году жизни.
Об известном детском писателе Бианки Виталии Валентиновиче уже много написано, но нельзя не рассказать о жизни семьи Бианки в Лебяжье в летние месяцы. Отец писателя — медик по образованию и по началу своей трудовой деятельности — известный русский ученый орнитолог, старший хранитель Петербургского зоологического музея Академии наук, профессор Бианки Валентин Львович, начиная с 1897 года, в течение последующих восемнадцати лет приезжал с семьей на дачу в Лебяжье. Двор дачи Бианки, постоянно заполненный ящиками и клетками, представлял большой интерес для ребятишек. Здесь были ежи, лисята, зайчата. Были даже лосенок и косуля, а в помещениях дачи клетки с разными птицами.
По воспоминаниям местных старожилов, профессор любил бродить по лесам и болотам в короткой куртке и охотничьих сапогах с ружьем и записной книжкой, куда он заносил свои наблюдения и содержание бесед с местными жителями, помогавшими ему пополнять лесные коллекции.
Работая старшим зоологом Российской Академии, Валентин Львович участвовал в исследованиях северных губерний в Камчатской экспедиции. В академии он слыл лучшим знатоком фауны Петербургской губернии, где провел многие годы своей жизни. За 35 лет научной деятельности Валентин Львович написал 115 работ, относящихся к области систематики насекомых, биологии птиц. Ряд работ посвятил фауне окрестностей Петербурга, оставив исчерпывающие очерки на основании своих личных наблюдений.
Младший сын Валентина Львовича, в будущем детский писатель, Виталий родился в 1894 году. Проживая с родителями в летнее время в Лебяжье, с ранних лет стал любить природу. Подрастая, он впервые здесь стал увлекаться охотой. Лесники и местные охотники знакомили его с повадками птиц и зверей. Вырос Виталий писателем, а не зоологом, как, видимо, мечтал его отец. Писал он не ученые трактаты, как отец, а лесные сказки, где научная правда сплеталась с поэтическим осмыслением природы.
В детские годы Виталий слыл в семье, как обычно говорили, «трудным ребенком» по сравнению с братом Толей, который был внимательным и трудолюбивым. В школьные годы Виталий увлекался футболом, который в начале XIX века был игрой новой России и только входил в моду среди молодежи. Мамаши и отцы почтенных семейств считали эту игру «грубой и неэстетичной ».
А. И. Карху «Истоки»


С Новым Годом, Рождеством - настоящим волшебством

Hand made

Dance

Волшебная кисть

