Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Богата важнейшими событиями история нашего города Ломоносова и его окрестностей. Все здесь овеяно воспоминаниями о героическом прошлом, о многовековой борьбе нашего народа с иноземными захватчиками. Если в Верхнем парке встать у павильона Катальной горки и взглянуть на залив, то взору открывается удивительная панорама: как на ладони, лежит Кронштадт, увенчанный серовато-голубым куполом Морского собора, ближе над заводом и гаванью — темные силуэты дымящихся труб, маяки, краны. А на заливе между островом Котлин и побережьем залива в Малой Ижоре — цепочка островов.

Не многим доводится сейчас посещать эти островки. Разве что доберется туда особенно любопытный турист или рыбака-любителя осенит идея устроить на бывшем форту ночевку.

А часто ли мы задумываемся над тем, какими прочными звеньями в системе обороны Петербурга—Петрограда—Ленинграда служили когда-то грозные форты на этих островах?

Восточная война, начатая на Дунае против турецких войск в сентябре 1853 года, вскоре перекинулась в Крым и на Камчатку, в Белое море и на Балтику. А в середине 1854 года огромная англо-французская эскадра — около 80 военных кораблей и вспомогательных судов — вошла в Финский залив и подошла к Кронштадту. Не по силам было тогда нашему Балтийскому флоту соперничать с более современными, наполовину винтовыми кораблями противника. Уступали мы им и в скорости, и в маневренности. Наши парусники отстаивались в Кронштадте под прикрытием крепостных батарей.

14 июня 1854 года поэт А. Н. Некрасов, посетивший форт Красную Горку, наблюдал оттуда действия вражеской эскадры. В память об этом он оставил нам стихотворение:

«Великих зрелищ, мировых судеб поставлены мы зрителями ныне: ...к нам двинулись громады кораблей, хвастливо предрекая нашу гибель. И, наконец, приблизились, стоят

Пред укрепленной русскою твердыней...»

В те-то грозные для нашей Родины дни и были воздвигнуты здесь, на побережье, «береговые батареи впереди Ораниенбаума к стороне Красной Горки и номерные форты на заливе от Малой Ижоры до острова Котлин». Ввиду вероятной высадки десанта противника сюда были подтянуты войска.

Возле деревни Бронной сосредоточились части запасной дивизии 1-го армейского корпуса, а вблизи Ораниенбаума — семь батальонов из частей лейб-гвардии и гренадерских полков.

Возникновение за короткий срок искусственных насыпных островов в заливе и создание на них артиллерийских батарей само по себе прекрасно подтверждение очень высокого уровня русской военно-инженерной науки того времени.

Но, кроме того, работы по созданию двух южных номерных батарей был проведены в удивительно короткий срок — всего за 20 дней!

Возводили эти острова-форты воинские части, располагавшиеся в Ораниенбауме. А руководил всеми работами инженер — генерал-майор О. Г. Дзичканец, ученик и правая рука известного русского фортификатора-инженера — генерал-лейтенанта Э. И. Тотлебена, памятник которому воздвигнут в Севастополе.

В январе 1856 года начались подготовительные работы. Для основании искусственных островов в дно залива были забиты сваи. Были подготовлены деревянные срубы, которые по мере заполнения камнем и землей затоплялись, создавая массив острова. Земля доставлялась к фортам с побережья возле Малой Ижоры. Начиная с января, здесь ежедневно работало до 1600 человек военных плотников, лесорубов и рабочих.

Одновременно велась подготовка ледяных дорог от побережья к строящимся батареям. Было проложено три дороги «в целях для быстрого и без остановочного подвоза земли, так, чтобы непредвиденные обстоятельства не прервали бы сообщения». Средняя, главная дорога шириной 6 саженей батарее № 2 имела протяженность 1778 погонных саженей. В 1020 саженях (более двух верст) от нее ответвлялась дорога — к батарее № 1. Остальные две дороги четырех саженной ширины вели каждая к своей батарее.

Сверх того, для развозки земли и камня на различные пункты будущих батарей вокруг них также были построены дороги каждая длиною 400 саженей. Снег со всех дорог был откидан, торосистый лед на них выровнен, залит водой и заморожен.

На устройстве этих дорог работало 4280 человек. Потом в течение всего строительства батарей специальные рабочие команды постоянно поддерживали их в рабочем состоянии. Не случайно было выбрано время для постройки островов с 5 по 25 марта (по старому стилю), в этот период лед был еще крепок, а светлое время суток уже заметно увеличилось. На перевозку земли было собрано множество подвод. Работы за срочностью не прекращались даже в сильнейшие метели.

Для погрузки земли в ящики, установленные на дровни, были созданы специальные команды. Другие команды уже на островах выгружали эту землю, заполняя ею ряжи, эскарпы и наружные ограды фортов. Только на одной первой батарее на этой работе было занято свыше 2500 человек.

За 20 дней в основание искусственных островов было засыпано 1511 кубических саженей земли. И по сей день на берегу у Малой Ижоры сохранились огромные ямы. Это оттуда добывалась земля для создания островов-фортов. В течение зимы острова эти возникли буквально со дна залива и поднялись над ординарным уровнем моря на семь футов, а весной на них уже стояли могучие по тому времени артиллерийские батареи.

В частности, на батарее № 1 было установлено 13 орудий — 9 шести фунтовых, две шестидюймовых нарезных пушки и две бомбовых.

Наглухо перегородили южные номерные форты дорогу противнику к Петербургу, к нашему прекрасному городу на Неве.

После окончания войны было принято решение о перестройке этих временных батарей. Реконструкция батареи № 1, получившей впоследствии название 1-й Южной, была проведена в 1866—1867 годах и обошлась в 198 231 рубль и девять с четвертью копейки.

Среди других морских фортов этот выделялся высоким качеством работ. В приемном акте от 15 марта 1869 года комиссия указала: «Сим удостоверяем, что работы по перестройке временной батареи № 1 на постоянную в 1866— 1867 годах действительно произведены согласно проекту и смете правильно и прочно из доброкачественных материалов».

Долго история стороной обходила Первый Южный. Несли на нем нелегкую службу солдаты-артиллеристы. Шли и шли годы. И вот спустя 85 лет со дня перестройки, в 1941 году, форт снова встал на защиту города на Неве. 16 сентября с небольшого насыпного острова прогремели первые боевые орудийные выстрелы по противнику, наступавшему не с моря, а с суши. Первые залпы были направлены на восток, в район уже захваченного фашистами Петергофа.

С того времени в течение всей блокады Ленинграда форт Первый Южный принимал самое активное участие в защите Ораниенбаумского плацдарма, а затем и в изгнании фашистов с нашей земли в январские дни сорок четвертого года. Под защитой орудий этого форта проходила в те трудные годы Малая дорога жизни — ее участок от Малой Ижоры до Кронштадта. Славно поработали тогда артиллеристы Первого Южного. От стрельб, почти непрерывных, не выдерживала сталь орудийных стволов. Их пришлось заменять новыми трижды. Каждое орудие было отмечено пятью-шестью звездочками за уничтожение скоплений вражеской техники.

Враг не раз пытался стереть этот форт с лица земли, на небольшой островок то и дело обрушивался шквал металла. За войну сюда упало девять авиабомб, около трехсот тяжелых снарядов. Форт выстоял. Артиллеристы Первого Южного с честью выполнили свой долг перед Родиной, оправдали своим ратным трудом трудовой подвиг далеких предков — строителей батареи № 1 — солдат и офицеров русской армии.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода