Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Бронную как деревню нельзя отнести к особо старым поселениям на древней земле Великого Новгорода. Она примерно ровесник нашему городу Ломоносову. Одновременно следует отметить, что с появлением деревни Бронной связано возникновение в прошлом некоторых географических и исторических названий в районе.

Начало XVII столетия было тяжелым для Московского государства. Появление самозванцев, война с Польшей, набеги крымских татар, усиливающееся могущество Швеции вынудили Россию в 1617 году по Столбовскому договору уступить шведам часть новгородской земли. Вот тогда здесь около будущей деревни Пенники появляется усадьба под названием Происмоче, так она значится на старой русской карте 1703 года. Владелец усадьбы держал псарню и выращивал щенят охотничьей породы, поэтому местное население эту усадьбу называло по-своему — Пениккала, что дословно в переводе с ижорского — Щенково. Это название в несколько измененном виде «Пенники» сохранилось и до сих пор.

С изгнанием шведов Петр I подарил этот участок с существовавшими селениями ближайшему сподвижнику А. Д. Меншикову. После этого князь переселил сюда своих крестьян из принадлежавшей ему в Подмосковье деревни Бронная заниматься огородничеством. Новоселы, обосновавшись на вершине холма, назвали свою новую деревню Бронной. Еще и по сей день старожилы, уроженцы деревни Бронной, гордятся своей московской родословной, которая передается из поколения в поколение.

Верхняя Бронная

Меншиков по-своему назвал участок земли — Броннинской мызой, куда уже по переписи 1790 года входило 26 деревень с общим количеством душ мужского пола 1047 человек, а позже в административных границах этой мызы образовалась и Ораниенбаумская волость. Перешедшая к Меншикову усадьба Происмоче, видимо, была обновлена и переоборудована под увеселительный охотничий замок, который и вошел в историю как Броннинский дворец. Был рядом здесь и свой сад, о котором уже в 1738 году при Анне Иоанновне упоминается в Указе по делам Ведомства дворцовых строений, домов и садов.

Броннинский дворец был деревянный, двухэтажный. В нижнем этаже имелось шесть комнат, сени, кухня с очагом. От дворца в сторону залива спускалась прямая дорога, именовавшаяся проспектом. На прибрежной возвышенности, у проспекта, Екатерина II, будучи еще Великой княгиней, выстроила и себе в середине XVIII столетия небольшой каменный увеселительный дом дворец, назвав его «Сан-Занюй», то есть «Без скуки». Этот дворец существует и по сей день, и здание его используется под медицинское учреждение.

Этот дворец существовал до последнего десятилетия XVIII века. В 1790 году все внутреннее убранство из него было вывезено, и на картах 1817 года это место значится как «Развалины Броннинского дворца».

Местным старожилам это место известно под названием «Мазанки», по-видимому, из-за бывших здесь утепленных жилищ дворовых людей.

Следы всех существовавших когда-то строений окончательно затерялись с открытием на этом месте большого песчаного карьера. В архивах сохранился план двора.

Крестьяне Бронной, переселенные сюда в качестве дворцовых огородников, по преданию старожилов, выделялись среди местного населения общим кругозором и культурой. Об их самовлюбленности в свое московское происхождение ходили разнообразные рассказы.

С годами разрослась деревня Бронная. В 1811 году по шестой ревизии здесь была 31 семья: мужчин насчитывалось 67, а женщин в те годы, как правило, не учитывали. По ревизской сказке от 10 апреля 1834 года в деревне Бронная проживало уже 35 семей, мужского пола душ 78 и женского 84 человека. Уступала Бронная по числу жителей только Большой Ижоре, где проживало 42 семьи.

Много событий происходило в деревне Бронной. Не миновали ее и грозные годы Крымской войны 1854—1855 годов. Вражеские корабли шли к Петербургу и потом долго стояли на виду Кронштадта. Район Бронной в те годы занимал далеко не последнее место в системе обороны Петербурга. Здесь стояли две бригады запасной дивизии 1-го армейского корпуса. Вдоль прибрежной возвышенности были возведены укрепления, получившие название «Броннинские батареи». Дворики одной из этих стационарных батарей сохранились и поныне у деревни Куккози. На вершине Броннинской горки располагалось русское командование, наблюдавшее за маневрированием англо-французского флота на заливе, приезжал даже Александр П. Вот почему это место до сих пор называется царским лужком.

Есть на горе Бронная и другое примечательное место. Стоял тут со времен парусного флота известный мореплавателям Броннинский маяк. Был он деревянный, восьмигранный, высотой почти тринадцать метров, с черно-белыми полосами, с большим черным шаром наверху. Маяк был разобран в годы Великой Отечественной войны, так как мог служить ориентиром для фашистов.

Крестьяне деревни Бронная еще с середины XVIII столетия, будучи переведенными на денежный оброк, жили гораздо добротнее, чем крестьяне окружающих деревень. В канун отмены крепостного права они платили оброк дворцовому ведомству по 6 рублей 41 копейке с душевого надела пять десятин земли. В то время у соседних помещиков оброк доходил до 45 рублей в год.

Однако эта «милость» обернулась для местных крестьян обратной стороной. По Уставной грамоте, выданной в ноябре 1863 года Великой княгиней Еленой Павловной, был установлен высший душевой надел — четыре десятины.

На имевшиеся девяносто ревизских душ крестьянская община деревни Бронная получила 360 десятин земли. Владетельница дворцовых земель оставила за собой 90 десятин земли, бывшей до этого в пользовании крестьян. Получила она за землю, отведенную крестьянам Бронной, от государства деньги. А жители деревни, в свою очередь, были обязаны уплачивать казне, начиная с 1869 года, в течение 49 лет по 576 рублей 90 копеек в год.

В эти пореформенные годы и возникло в Бронной известное в Ораниенбаумской волости административное дело на крестьянина Кондратия Николаева. Броннинское сельское общество входило в Ораниенбаумскую волость. Волостной старшина, как правило, избирался из числа наиболее состоятельных крестьян. Пользуясь покровительством Петергофского уездного дворянского съезда, он зачастую чинил беззакония. Крестьянин Николаев имел смелость выступить открыто против действий старшины Купцова.

Кондратий Николаев, будучи сыном солдата, как сирота до 1857 года воспитывался в Венковском училище, был грамотным и авторитетным среди крестьян волости, некоторое время даже учительствовал. В 1870 году Николаев был избран старостой от Броннинского сельского общества и кандидатом на должность волостного старшины. Однако на выборах получил «только одним шаром меньше» другого кандидата Купцова, который, став волостным старшиной, без причин притеснял крестьян.

Николаев, возмущенный действиями старшины, встал на защиту крестьян. За что по приказу Петергофского уездного съезда по крестьянским делам был снят с должности сельского старосты, лишен права состоять кандидатом на должность волостного старшины и права участвовать на деревенских сходках. Петербургское губернское по крестьянским делам присутствие от 30 апреля 1876 года в своем сообщении в уездную полицию характеризовало Николаева как человека, который «вредно влияет на умы малоопытных крестьян, на дела самоуправления и вообще в видах охранения порядка и на правило внедрения общественных дел».

Кондратию Николаеву после ряда жалоб в высшие инстанции удалось восстановить себе только право участвовать на крестьянских сходках. Еще и по сей день живут в нашем районе потомки К. Николаева. Его сын Федор Кондратьевич Николаев был в конце XIX века известен как первый учитель из крестьян волости. Просматривая архивные документы, нередко натыкаешься на факты и крайнего невежества людей того времени, алчность зажиточных слоев, стремящихся к захвату чужой земли. В 1909 году, когда осуществлялся переход на отрубную систему землепользования, в деревне Бронная числилось уже 52 домохозяйства. Тогда и совершилось невероятное по своей жестокости дело. Зажиточным элементам деревни удалось втянуть за собой часть крестьян и выселить из деревни вдову — односельчанку Акулину Петровну Лаврентьеву зато, что она вышла вторично замуж за выходца из другой губернии.

Землю, принадлежавшую ей, хотели прибрать к своим рукам зажиточные. Акулина Лаврентьева жаловалась в Петергофский уездный суд, и в ноябре 1910 года состоялось заседание уездного суда по этому иску. Уполномоченным в суде выступал Иван Максимов — известный местный краснобай по кличке Сорокоумный (позднее, в 1929 году раскулаченный и высланный из деревни). Отстаивая это жестокое решение, он заявил на суде, «что выходом истицы замуж, она потеряла права и на усадьбу — у нас такой обычай», хотя, как выяснилось на суде, таких случаев раньше не было. Суд отменил решение Ораниенбаумского волостного суда и присудил Лаврентьевой усадьбу. Уполномоченный, не согласившись с решением суда и чтобы оттянуть время, подал кассационную жалобу. Пока разобрались наконец, дело вновь решилось в пользу Лаврентьевой.

В январе 1912 года состоялся снова суд по иску Лаврентьевой, который предложил ей подать иск о денежном вознаграждении за усадьбу. Лаврентьева вынуждена была переселиться в Ораниенбаум.

Не разрешился земельный вопрос в деревне Бронной и по линии перехода на отрубную систему землепользования. Деревня продолжала расти, а размеры отрубных участков уменьшались.

Только советская власть окончательно решила земельный вопрос в пользу крестьян. Опыт огородников в прибрежном районе броннинцы пронесли через два с лишним столетия. Уже в первые годы советской власти о них заговорили повсюду. Деревня Бронная славилась капустой, выведенной здесь, которая так и называлась «Бронка». Кочан почти круглый, среднеранний, хорошо зимует. Вот почему в те годы каждую весну шло в Бронную настоящее паломничество крестьян окружающих деревень.

В 1930 году образовался в Бронной довольно богатый с овощеводческим уклоном колхоз «Бронка». В годы Великой Отечественной войны он вошел в укрупненный колхоз «Пеники», которым руководила Мария Ивановна Васильева.

Откуда же это название?

Каждому ломоносовцу наверняка известны названия деревень и деревушек, расположенных к западу от нашего города: Пеники, Малая и Большая Бронные, Кузнецы, Сойкино и другие, входящих сейчас в совхоз «Плодоягодный ». Известны в основном как любимые места прогулок и походов грибников, как, наконец, живописнейшие уголки на южном побережье залива.

Сегодня мы приглашаем читателей в Пеники. Потому в Пеники, что эта деревня и две Бронные — Большая и Малая — слились теперь воедино, стали центральной усадьбой совхоза.

Откуда такое название «Пеники» ? Кое-кто производит его от русских слов пень, пеньки. Но это неверно. Название это происходит от финского, точнее, ижорского «Пениккала». Если дословно перевести по-русски, оно означает Щенково. Хозяин размещавшегося здесь имения держал псарню, растил щенков охотничьих пород.

Но, конечно, помещичья псарня — не главное в истории этих мест. На горке Бронной, получившей у местного населения название царского лужка, можно и сейчас увидеть небольшой каменный обелиск на цементном пьедестале. Отсюда открывается прекрасный вид на просторы восточной части Финского залива, на остров Котлин.

На этом месте в период Крымской войны 1854—1855 годов располагалось русское командование, наблюдавшее за маневрами англо-французского флота в заливе.

По рассказам, на самой возвышенной части горы, в центре теперешней деревни Бронной, стоял когда-то маяк времен парусного флота. Был он восьмигранный, раскрашенный поперечными черными и белыми полосами. Высота самого сооружения составляла 12,8 метра, верхней его части над уровнем моря — 90,2 метра. Маяк был разобран в начале Великой Отечественной войны. На его месте теперь сохранились лишь металлические крепления.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода