Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Александр Данилович Меншиков

Обратимся вновь к Петровской эпохе и познакомимся со вторым лицом в империи, с тем самым человеком, которого Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Полтава» назвал:

Счастья баловень безродный, Полудержавный властелин.

Судьба и личность этого человека — Александра Даниловича Меншикова — поражали современников. Юст Юль записал в своем дневнике: «Не могу не сказать несколько слов о восхождении и счастии Меншикова. Родился он в Москве от весьма незначительных родителей. Будучи подростком лет 16, он, подобно многим другим московским простолюдинам, ходил по улицам и продавал так называемые пироги. Это особого рода пироги из муки, печенные на сале и начиненные рыбою, луком и т.п., продают их по копейке или по денежке, т.е. полкопейке. Случайно узнав этого малого, царь взял его к себе в денщики, т. е. лакеи, потом, оценив его особенную преданность, пыл и расторопность, стал постепенно назначать его на высшие должности в армии, пока наконец теперь не сделал его фельдмаршалом. Кроме того, царь побаловал его сначала бароном, потом графом, наконец сделал князем Ингерманландским. Вслед за этим и Римская империя возвела его в имперские князья, без сомнения для того, чтобы заручиться расположением сановника, пользующегося таким великим значением у царя. В сущности Меншиков самый надменный человек, какого только можно себе представить, содержит он многочисленный двор, обладает несметным богатством и большими широко раскинутыми поместьями, не считая княжества Ингерманландского, презирает всех и пользуется величайшим расположением своего государя.

Уровень ума его весьма посредственный и во всяком случае не соответствующий тем многочисленным важным должностям, которые ему доверены. Между прочим он состоит также гофмейстером царевича, который в бытность мою в России путешествовал за границей и находился в Саксонии. Князь Меншиков говорит порядочно по-немецки, так что понимать его легко, и сам он понимает, что ему говорят, но ни по-каковски ни буквы не умеет ни прочесть, ни написать, может разве подписать свое имя, которого, впрочем, никто не в состоянии разобрать, если наперед не знает, что это такое. В таком великом муже и полководце, каким он почитается, подобная безграмотность особенно удивительна».

Меншиков действительно начал свою службу Петру в 1686 году в качестве денщика. В 1695— 1696 годах он участвовал в Азовских походах Петра, в 1697 году вместе с Петром побывал в Европе, вместе с ним работал на верфях Саардама и Амстердама, вместе с ним посетил Парламент в Лондоне. Известно, что эта экскурсия произвела на Петра большое впечатление, и он сказал своим приближенным: «Весело слышать то, когда сыны отечества королю говорят явно правду, семуто у англичан учиться можно». К сожалению, неизвестно, какие выводы сделал Меншиков, но они явно противоречили словам Петра I.

Последовало возвращение в Россию и новые войны, на этот раз со шведами. 11 октября 1702 года Меншиков участвует в штурме крепости Нотебург. Он командует отрядом в пятьсот человек и во главе сотни храбрецов одним из первых врывается на ее стены. После победы крепость получает имя Шлиссельбург— «город-ключ», а Меншиков — чин Шлиссельбургом го коменданта и вскоре графский титул. 7 мая 1703 года, когда в устье Невы вошли два военных шведских корабля — бот «Гедан» и шнява «Астриль», Петр I и Меншиков с отрядами семеновцев и преображенцев на 30 лодках взяли эти корабли на абордаж. Все участники боя были награждены памятной медалью с надписью «Небываемое бывает», а царь и А. Д. Меншиков получили из рук адмирала Головина ордена Св. Андрея Первозванного.

Меншиков участвовал в закладке будущей Петропавловской крепости, его имя получил один из крепостных бастионов. С 1703 года он становится губернатором только что отвоеванной Ингерманландии (Ижорской земли) и Санкт-Петербурга.

Он участвует в штурме Нарвы, защищает Петербург от шведского флота, руководит строительством Олонецкой верфи, со стапелей которой в августе 1703 года сходит фрегат «Штандарт», Петровского и Повенецкого военных заводов и Печерской крепости в Киеве, воюет в Польше и в Литве, совершает подвиги при Калище, при штурме

Батурина и в Полтавской битве, осаждает и берет Ригу.

В 1710—1711 годах во время войны в Прибалтике Александр Данилович Меншиков, оставшись в Петербурге, руководит строительством военно-морского флота и управляет городом.

Словом, Александр Данилович— человек необычайно деятельный, истинный сын Петровской эпохи.

Неудивительно, что Петр постоянно жалует его новыми землями и титулами. К 1727 году полный титул Меншикова звучит так: «Светлейший Святого Римского и Российского государства князь и герцог Ижорский; в Дубровне, Горы-Горках и в Почепе граф, наследный господин Аринибургский и Батуринский, Его Императорского Величества Всероссийского над войсками командующий генералиссимус, верховный тайный действительный советник, государственной Военной коллегии президент, генерал-губернатор губернии Санкт-Петербургской, подполковник Преображенской лейб-гвардии, полковник над тремя полками, капитан компании бомбардирской, от Флота Всероссийского вице-адмирал белого флага, кавалер орденов Святого апостола Андрея, датского Слона, польского Белого и прусского Черного орлов и Св. Александра Невского кавалер».

Он владеет обширными и роскошными поместьями под Москвой, на Украине, в Усть-Ижоре и по меньшей мере тремя резиденциями на Петергофской дороге: «Фаворит» близ Стрельны, «Монкураж» в Петергофе и Ораниенбаум.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода