Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Название Кронколония знают все местные жители, а также те, кому приходится ездить от Ломоносова в сторону Красной Горки. Но местные рыбаки и охотники знают этот район и под названием Ключинка. Весной здесь у берега залива, заросшего тростником, хорошие нерестилища рыбы, а в былые времена, когда эти места были менее заселены, в тиши камышей гнездилась и выводила потомство водоплавающая птица.

Лет двести назад здесь, у шоссе, под Кронштадтской колонией, где сохранился лишь колодец, стояла старая помещичья усадьба с большим двором, с конюшнями и птичниками, принадлежавшая тогдашнему ораниенбаумскому уездному казначею, титулярному советнику Ключинскому. Около дороги, вдоль южной стороны, располагался огромный фруктовый сад: более 550 яблонь и 600 кустов крыжовника, красной и черной смородины. Участок землевладельца размером более ста десятин простирался по ширине от нынешней школы механизации до магазина Кронколонии, а по длине — от берега залива далеко за дорогу из деревни Венки на Пеники и носил название «Дача Ключинского».

На прибрежной возвышенности, несколько южнее нынешних домов Кронколонии, располагался большой по тем временам кирпичный завод с двумя просторными избами «для работных людей». Завод состоял из шести сараев от 18 до 38 сажен длиной с печами для обжигания и «поклажи кирпича». Завод Ключинского поставлял кирпич на строительство Кронштадта, для чего на берегу залива в летнее время находилась небольшая пристань.

Не довольствуясь имением, уездный казначей Ключинский, будучи не чист на руку, по подложным документам совершил крупное хищение, по определению Ораниенбаумского уездного суда на сумму 36 тысяч 939 рублей 45 копеек. За это по указу царя решением Правительствующего сената от 2 мая 1808 года все поместье Ключинского с кирпичным заводом было конфисковано на погашение «казенного долга» и отдано, как гласит указ, «навсегда со всеми к ней принадлежностями в ведение Морского департамента».

Морское ведомство передало прибрежный участок в пользование Кронштадтскому морскому госпиталю для организации здесь кладбища для «умерших в Кронштадте служивых людей», фруктовый сад — на временное пользование кронштадтскому католическому священнику аббату Мезону, а покосные угодья сдало в аренду главному ораниенбаумскому смотрителю коллежскому советнику Яковлеву за 500 рублей на лето.

Вскоре, летом 1809 года, департамент Министерства внутренних дел запросил управляющего Министерством военно-морских сил маркиза Ивана Ивановича де Траверзе о предоставлении части неиспользованных земель бывшей дачи Ключинского «для водворения прибывших сюда из Иновлаца и еще ожидаемых из тех мест колонистов», в результате чего в октябре 1809 года последовал указ Правительственного сената, подписанный Александром I, решившим судьбу этого участка земли. Содержание указа для ясности приводим несколько подробнее:

«По случаю прибытия новых для поселения в здешней губернии колонистов, признаем нужным несколько семей из них поселить вблизи Ораниенбаума, и находя, что от дачи, принадлежавшей прежде бывшему казначею Ключинскому... часть лежащая по левую сторону дороги от Ораниенбаума к Красной Горке весьма к этому способна, а по собранным от Министерства военно-морских сил сведениям для Адмиралтейства нужна только та сторона, которая лежит от берега Финского залива до означенной дороги. Мы повелеваем оставить оную часть под ведомство Министерства внутренних дел для водворения колонистов ».

Так, Военно-морское министерство по нераспорядительности своего управляющего маркиза де Траверзе лишилось благоустроенного дачного участка, в котором крайне нуждались жители Кронштадтской крепости.

В интересах правящей верху пеки России, не верившей в способности своего народа, были предоставлены лучшие земли колонистам для показа местному населению и крестьянству «как обрабатывать землю».

В январе 1810 года была произведена окончательная опись бывшего поместья Ключинского, передаваемого смотрителем, губернским секретарем представителю Министерства внутренних дел. По сохранившейся описи имущества поместья оказалось налицо 300 тысяч штук готового кирпича, не сданного заказчику. Как позднее выяснилось, Ключинским не было выполнено обязательство по поставке еще 600 000 штук кирпича для кронштадтских строений.

Так в трех с половиной километрах от Ломоносова и образовались два самостоятельных названия: у Морского ведомства — небольшой участок земли у залива под названием «Ключинская дача» до шоссе и образованное Министерством внутренних дел в 1810 году новое селение колонистов, получившее название «Кронштадтская колония», которому и перешла львиная доля земель бывшей дачи Ключинского от Приморского шоссе на юг до дороги Венки—Пеники.

Длина мола и волнолома у Кронколонии достигала 130 метров, частью они существуют и до настоящего времени. Остальная часть участка с 1886 года была отведена для стрельбища Морской учебной стрелковой команды в Ораниенбауме.

Прибывшие в Петербургскую губернию колонисты после пройденного в Кронштадте карантина были водворены на постоянное место жительства на бывшие земли Ключинского, откуда, видимо, и поселение получило название « Кронштадтская колония ».

Прибывшим переселенцам были переданы благоустроенные пригородные земли и выдана материальная помощь от государства для заведения сельскохозяйственного инвентаря и хозяйственного строительства. Поэтому в отличие от местных крестьян, которые в те годы еще числились дворцовыми и по существу были крепостными, колонисты обеспечивались крепко и жили зажиточно. Но, вопреки планам организаторов здешних колоний, привлечь колонистов непосредственно к показательному сельскому хозяйству не удалось.

Переселенцы, получив в личное пользование хорошие по местным условиям участки земли, занялись главным образом выгодным для себя в пригородном районе делом — сдачей своих домов на лето в аренду дачникам и промысловым извозом.

До Первой мировой войны в Кронштадтской колонии числилось 14 домохозяев, владевших двумя в большинстве двухэтажными городского типа деревянными домами. Только один колонист Ф. Бутц имел их три. Близость города, красивое и благоприятное по природным условиям место да и добротные дома по сравнению с избами крестьян окрестных деревень привлекали сюда многих состоятельных дачников. Увлеченные взысканием с дачников больших доходов, дачевладельцы не стеснялись даже брать плату за воду из старого, сохранившегося от помещика колодца.

В отличие от местных крестьян, занимавшихся молочным животноводством и выращиванием овощей, колонисты промышляли извозом, а некоторые из них держали для этого в хозяйстве несколько лошадей (тяжеловозов-битюгов) и специальные рессорные повозки, а на зиму большегрузные сани.

Ломовой извоз до появления автотранспорта был доходным делом. Внутригородские перевозки грузов в Ораниенбауме и Кронштадте и междугородные с Петербургом осуществлялись только гужевым транспортом, поэтому сельское хозяйство у жителей колоний было как бы побочным занятием.

Традиционный промысел — ломовой извоз продолжался и в первые годы советской власти вплоть до конца двадцатых годов, когда с развитием автотранспорта потерял свое значение. Это привело к изменению занятости населения Кронколонии, и часть его, особенно молодежь, начала работать в промышленности, учреждениях, а оставшиеся переключились полностью на сельское хозяйство.

В 1930 году здесь образовался колхоз «Кронколония» из 16 хозяйств, куда вошли две семьи не колонистов, но проживавших в колонии. Колхоз «Кронколония» сразу набрал силу, однако по духу он был кулацким, и потребовалось немало работы, чтоб поставить хозяйство на социалистические рельсы.

Колхоз «Кронколония» просуществовал до Великой Отечественной войны. Его председателем был Иван Михайлович Бутц. В предвоенные годы за хорошие показатели в хозяйстве был удостоен путевки на Всесоюзную выставку в Москве.

Эвакуированные в годы войны в тыл колхозники, работавшие на предприятиях, остались в новых для них районах. Вернулись немногие, в том числе и бывший председатель колхоза И. Бутц.

( Примечание редактора: В реалии этнических немцев, проживавших в К.Колонии, вывезли принудительно в Сибирь, откуда большинство не вернулись.)

В послевоенное время Кронштадтская колония вошла в черту города Ломоносова и стала его западным микрорайоном.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода