Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Вблизи Ломоносова стоят две небольшие деревни — Малое и Большое Коновалово. Не следует думать, что названия деревень соответствуют их размерам. Большое Коновалово всегда было меньше Малого. Однако какими бы ни были эти деревни, они интересны своей историей.

Еще в XVII веке на месте Малого Коновалова стояло поселение ижорцев. Через него проходила дорога, связывающая побережные селения с дальними деревнями Каменка (Каминца), Горловка (Горица) и другими. Называлось это поселение на старой карте Парамандс. В первые десятилетия XVIII века сюда были завезены крестьяне из центральных губерний, и образовалась большая деревня с русским названием Малое Коновалово по роду занятий многих ее жителей.

Уже в 1861 году здесь, в Малом Коновалове, было 66 дворов, в Большом в это время насчитывалось 57 дворов. и в этой соседней деревне складывалась совсем иная специализация.

Большое Коновалово находилось на большой зимней дороге, идущей с юго-запада к Ораниенбауму и Кронштадту.

Когда-то во времена шведского владычества в XVII веке эти места были заселены финским населением. Трудно сказать, чем занимались жители здешних деревень (сжигали уголь для кузниц или сами занимались кузнечным ремеслом) у большой зимней дороги через топкое Мишеловское болото. Так образовалась деревня с финским названием Сеппяля, при дословном переводе Кузнецы, а рядом с ней почти двор ко двору — финская деревушка Хяннязи, получившая впоследствии русское название — Большое Коновалово. Еще и поныне здесь проживают потомки когда-то первых жителей этой деревни, носящие фамилию Хянинен.

Профессия кузнеца и коваля отвечала потребностям оживленного зимнего тракта, проходившего через деревню Большое Коновалово. Специально оборудованный на каждый год « зимник » через Мишеловское болото Являлся долгие годы кратчайшей дорогой в Ораниенбаум, Кронштадт и другие города со стороны деревень Мишелово, Горлово, Усть-Рудица и других.

По этой оживленной зимней дороге еще в сравнительно недавние годы шли непрерывным потоком в Ораниенбаум через Большое Коновалово, Венки из дальних деревень крестьянские возы с дровами, вениками, корзинами и разными сельскохозяйственными продуктами. Особое место в перевозках занимало сено, на которое постоянно имелся большой спрос при наличии огромной массы лошадей в городском транспорте в Ораниенбауме и Кронштадте. Вдобавок следует отметить, что на побережье залива в дореволюционные годы размещались кавалерийские части русской гвардии.

Еще перед Первой мировой войной в окрестностях Петербурга пуд сена порой стоил в два раза дороже пуда хлеба. В Ораниенбауме имелось место со специально оборудованными весами для взвешивания возов с сеном.

Оно так и называлось «Сенная площадь», ныне здесь рынок. Об оживленном движении на зимней дороге говорит и то, что на протяжении 12 километров дороги до болота в разных деревнях находилось три постоялых двора. Не обошлось здесь и без кабака, положившего свое название деревне Кабацкая, Небезынтересно добавить, что в то давнее время для удовлетворения запросов проезжающих в самом Ораниенбауме существовало четыре постоялых двора с чайными. И, как свидетельствует календарь «Вся Россия» от 1900 года, было шесть гостиниц при населении города в зимнее время всего 5333 человека, Начиная с XVIII века все эти упомянутые деревни входили в Ораниенбаумское дворцовое ведомство как вотчинные деревни меняющихся владельцев великих князей и княгинь. Крестьяне формально крепостного права не испытывали, жили значительно свободнее, чем в вотчине обычных помещиков, В 50—60-е годы XVIII века они были переведены на денежный оброк, который вносили с поземельного душевого надела.

После отмены крепостного права крестьяне Большого Коновалова получили значительно меньше земли, чем пользовались до реформы. Им выделили всего 228 десятин вместо 408. Законно принадлежавшие им участки земли остались за дворцовым ведомством. Крестьянам Кабацкой вместо 120 десятин нарезали 76. Земельный надел крестьянской общины стал почти наполовину меньше.

В течение шести лет после отмены крепостного права жители этих деревень обязаны были отбывать трудовую повинность в пользу бывшей владелицы земель Елены Павловны. В последнем пункте Уставной грамоты дословно записано: «За исправность отбывания повинности ответствует круговой порукой все общество... Елена».

В 1869 году крестьянам упомянутых деревень была объявлена «Выкупная ссуда», по которой бывший владелец земли получил от государства деньги за отведенную крестьянам землю, а крестьяне, в свою очередь, были обязаны государству погасить эту ссуду в течение 49 лет, начиная с 1 апреля 1869 года. Сроки уплаты этой повинности по равным долям устанавливались два раза в год: 1 марта и 1 октября. Так, крестьяне деревни Кабацкая, у которых выкупная ссуда составляла 2249 рублей, были обязаны вносить ежегодно по 134 рубля 52 копейки. За неуплату в срок этой повинности по ссуде принимались строгие административные меры.

Так, по представленному 8 декабря 1895 года уездным исправником списку за несвоевременное погашение долга по ссуде у ряда крестьян Малого Коновалова было описано имущество и по решению Петергофского дворянского съезда продано.

Великая Октябрьская социалистическая революция окончательно освободила крестьянство от кабалы царя и помещиков. На землях этих деревень в 1930 году образовались колхозы.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода