Неофициальный портал ГМЗ «Ораниенбаум» и г. Ломоносова

Много написано не только статей, но и книг о Красной Горке. Она упоминается в исторических материалах о Гражданской и Великой Отечественной войнах, ее хорошо знают моряки на всех флотах страны.

Правда, иногда Красной Горке приписывается то, что не имеет к ней никакого отношения. Например, в книге Ю. Дужникова «По Ижорской возвышенности» Красная Горка именуется древнейшим металлургическим центром Руси. Однако этот фантастический вымысел автора никакого отношения к действительности не имеет. «Писцовая книга», на которую ссылается автор, говорит о Красных Горах, которыми в старые времена называлась возвышенность, тянущаяся от Невы до Норовы. На этих местах и были действительно старые места добычи болотной руды.

Самое ближнее место от Красной Горки с признаками болотной руды, сохранившее до наших дней свое ижорское название, является «Раудахвара», дословно «Перекресток у железа». Местные охотники знают это болото вдали от Красной Горки, между Большой Ижорой и Усть-Рудицей.

У Красной Горки достаточно своей славы. Достоверно, что район нынешней Красной Горки входил до XVI века в Дудергофский погост Новгородской земли. По всему побережью залива здесь были разбросаны одинокие дворы, как упоминается в «Писцовой книге», зачастую пустые, брошенные жителями из-за набегов шведских завоевателей. В начале XVII века район окончательно был оккупирован шведами. Оккупация длилась около ста лет. С тех времен на Красной Горке сохранились и поныне старые шведские могилы.

После изгнания шведов, судя по старой русской карте от 1703 года, на Красной Горке было два поселения ижор — Уамяки и Лемуса, которые вскоре были заселены русскими, и деревни эти получили названия Старая Красная Горка и Новая Красная Горка.

Глубокий рейд у Красной Горки привлек внимание Петра I. Это место стало районом стоянки и учебного плавания молодого строящегося военного флота на Балтике. В этом же районе происходили неоднократные боевые столкновения русских кораблей со шведскими. Известны в истории нападения шведских галер в 1712 году на Красную Горку, ограбление населения и увод в плен отдельных ее жителей. В 1790 году 23 и 24 мая здесь происходило Красногорское морское сражение между русской эскадрой вице-адмирала

Крузе и шведскими кораблями герцога Карла Зюдермаландского с участием 17 русских линейных кораблей с 1400 орудиями и 22 шведских линейных кораблей с 2000 орудий. Эта последняя в истории попытка шведского флота прорваться к Кронштадту закончилась его поражением. В Крымскую войну 1854—1855 годов с появлением англо-французского объединенного флота перед Кронштадтом, здесь, на Красной Горке, стояли временные батареи и наблюдательные посты, стояли войска. Приезжал сюда, на Красную Горку, и Н. А. Некрасов наблюдать за маневрированием вражеских кораблей на заливе.

В начале XVIII века обе деревни — Старая и Новая Красные Горки — входили в Броннинскую мызу А. Д. Меншикова, а затем в Ораниенбаумское дворцовое ведомство — вотчину великих князей и княгинь. По ревизской сказке от 10 апреля 1834 года при Ораниенбаумской вотчине Великого князя Михаила Павловича в деревне Старая Красная Горка числилось 35 дворов, мужского пола — 61 и женского — 70 человек, из них 11 дворов, насильно крещенных еще шведами, сохранивших лютеранское вероисповедание. В Новой Красной Горке имелось 39 дворов, мужского пола — 78 и женского — 97 человек. Числились все красногорцы казенными крестьянами дворцового ведомства. В середине XVIII столетия они были переведены на оброк.

Выделенные в 1863 году по «Уставной грамоте» душевые наделы земли остались неизменными, хотя количество дворов в деревнях и едоков в каждой семье увеличилось. Так, в 1902 году в Старой Красной Горке уже имелось 45 дворов и около 250 человек, а в Новой Красной Горке — 41 двор и 224 человека жителей.

Небезынтересно отметить, что при отводе крестьянам Новой Красной Горки земель в 1863 году Великая княгиня Елена Павловна намеренно оставила за собой участок размером 18 десятин внутри крестьянского надела, после чего в течение ряда лет крестьяне были вынуждены платить штрафы за постоянную потраву этого участка скотом. Лишь в 1871 году крестьяне получили этот участок на обмен в таком же размере покосного угодья в районе Суур—Ниитю.

Из-за постоянного малоземелья крестьяне упомянутых деревень кроме сельского хозяйства были вынуждены заниматься побочными заработками, особое место занимало и рыболовство.

О жизни крестьян того периода свидетельствует решение общего собрания крестьян Старой Красной Горки от 17 апреля 1902 года.

«Мы, крестьяне-собственники... имеем суждение о предстоящем обсеменении яровых полей и, принимая во внимание, что селение наше не обеспечивается своим урожаем на круглый год, через что недостаточность в средствах пропитания и семенах посева является обыкновенной. Поэтому просим Петергофский уездный съезд о выдаче нам части семенной ссуды».

В 1909 году в районе Красной Горки было начато строительство берегового форта. Земля под проводимую железную дорогу и на сооружаемый форт была отчуждена от частных лиц за денежную компенсацию. Крестьянская община Новой Старой Красной Горки получила 8877 рублей, Старой — 9669 рублей, а на перенос двора крестьянин Соломон Иоссу, оказавшийся на линии дороги, получил 325 рублей.

Если в этой связи крестьянский земельный надел уменьшился, то владелец ораниенбаумских дворцовых земель герцог Мекленбург-Стрилецкий хорошо «погрел» руки. За участок под лесом под строящийся форт казна уплатила ему 240 тысяч рублей и за железную дорогу по 1 рублю за квадратную сажень — круглую сумму 309 705 рублей.

Форт со своими 305-миллиметровыми орудиями, стрелявшими до 50 километров, надежно перекрыл подступы к Петербургу со стороны моря. До наших дней старожилы с гордостью вспоминают, что помогали строить эти береговые укрепления.

События Первой мировой войны обошли стороной этот форт. С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции гарнизон встал на сторону советской власти и был ее надежным защитником. Однако в июне 1919 года многие старые береговики, имеющие боевой революционный опыт, ушли на фронт, и контрреволюционным элементам удалось спровоцировать мятеж, возглавляемый монархистом Неклюдовым. Мятеж был подавлен в течение трех суток, и над фортом снова взвилось красное знамя.

Красная Горка в пределах своего сектора прочно закрыла войскам Юденича путь к революционному Питеру. Ни один корабль в годы Гражданской войны не смог прорваться мимо Красной Горки к Кронштадту.

После Гражданской войны партийная организация форта «Краснофлотский имени М. В. Фрунзе» много сделала по воспитанию личного состава своего гарнизона и помогала местным сельским коммунистам-одиночкам, входившим в ее организацию до 1927 года.

В 1930 году с участием армейских коммунистов в деревнях Новой Красной Горки был организован сельскохозяйственный колхоз «Красная Горка», а в деревне Старая Красная Горка — рыбацкий под таким же названием «Красная Горка». Оба колхоза существовали до начала Великой Отечественной войны.

Немеркнущей славой вошла в летопись Великой Отечественной войны Красная Горка. Она перекрыла немецко-фашистским полчищам путь к Финскому заливу и этим способствовала образованию Ораниенбаумского плацдарма. Благодаря мужеству гарнизона, выделившему отряды морской пехоты на решающий участок, и огню своих батарей форт держал фашистских оккупантов с сентября 1941 года до конца блокады на пределе полета своих артиллерийских снарядов. Он надежно охранял фарватер и проходы по заливу, держал под обстрелом северный берег, занятый врагом.

В решающем разгроме фашистов, начавшемся 14 января 1944 года, форт Красная Горка своими 12-дюймовыми снарядами уничтожил важнейшие цели на переднем крае вражеской обороны, помогал успешно прорывать укрепления противника.

Новости
Image Description

Hand made

16 декабря выставка-ярмарка на Дворцовом
Image Description

Dance

15 декабря урок танцев
Пожалуйста, помогите проекту развиваться
Погода в Ломоносове
Яндекс.Погода